Вся правда о бобрах

Остротой своих зубов, которыми они легко перегрызают деревья, а их хвосты отличаются определенным изяществом и практичностью. Об этих животных ходит немало слухов и легенд. Что в этом фольклоре правда, а что – вымысел, разбирался корреспондент BBC Earth.

Говорят, что: Бобры – очень трудолюбивые звери. Они грызут деревья, но питаются рыбой. У них очень прикольные хвосты, с помощью которых они ловко плавают.

На самом деле: Бобры на самом деле много трудятся, но не едят рыбу – они строгие вегетарианцы. Их хвосты способны на многое, но не являются средством тяги.

Бобры не причиняют вреда рыбе. Если уж говорить о том, кто питается рыбой, вспомните о выдре, разрывающей отчаянно сопротивляющуюся форель.

Можно понять, почему многие люди пребывают в заблуждении и полагают, что рыба служит кормом бобрам. Ведь те, в конце концов, столько времени проводят в реках.

Но задумайтесь на минуту и вспомните об их мощных резцах. Вам станет очевидно, что бобры – травоядные животные, которые питаются древесными растениями, такими как тополь, осина, ива и береза.

Чудо-зубы

Строение резцов таково, что они обладают способностью самозатачиваться.

Внешняя поверхность резцов бобра покрыта твердой эмалью, а внутренняя – дентином, менее плотным веществом, образующим основу зуба.

"Когда бобры грызут, более мягкий дентин разрушается (стачивается – Ред.) быстрее, чем твердая эмаль, оставляя острую режущую кромку", - говорит Фрэнк Роселл из университетского колледжа губернии Телемарк в городе Порсгрунн в Норвегии. Он – автор книги "Евразийский бобр".

Чтобы компенсировать постоянное стачивание, резцы бобра растут с весьма впечатляющей скоростью – почти на 0,5 см в месяц. Однако если бобру случается потерять зуб, он обречен на катастрофические неприятности.

В 1998 году Роселл и его коллега Нильс Киле описали бобра с гипертрофированным резцом. Судя по всему, зуб беспрепятственно рос, не изнашиваясь, в течение примерно трех лет. "Зуб вырос под углом и был нацелен в левый глаз бобра", - написали зоологи статье "Анормальный рост резца у евразийского бобра".

Но когда все функционирует в штатном режиме, а верхние и нижние зубы взаимно затачивают друг друга, бобр превращается в непобедимую грызущую силу.

Этим бобр отчасти обязан мощным челюстным мышцам, которые развивают при укусе куда большую силу относительно размеров тела, чем большинство других грызунов.

Вооруженные такими зубами, бобры способны валить по-настоящему крупные деревья.

Рекордным трофеем стала осина в Телемарке на юго-западе Норвегии, которая достигала 20 метров в высоту и одного метра в диаметре, рассказывает Роселл.

Над одним деревом в разное время могут трудиться несколько бобров, добавляет он. "На это может уйти несколько лет".

Хвост-кладовая

Хвост бобра, благодаря своим чудесным свойствам, достоин отдельного упоминания. Он, однако, не является своего рода двигателем, который помогает бобру перемещаться в воде.

"Когда бобры плавают под водой, они гребут только своими перепончатыми задними лапами", - говорится в исследовании о плавании бобров, которое датируется 1997 годом*.

Хвост служит бобру скорее рулем, который помогает животному удерживать равновесие и направлять его на пути к хатке. Но это не единственная функция хвоста.

"Хвосты особей с избыточным весом кажутся распухшими", - отметил один зоолог***. Он описывает значительные колебания содержания жира в хвосте бобра в течение года – от 50% зимой до 15% летом.

Это дает основания полагать, что хвост служит бобру "кладовой для хранения жира".

Похоже также, что с помощью хвоста бобры регулируют температуру тела. Хвост обладает не очень сильной теплоизоляцией, поэтому когда бобру жарко, он может отдавать излишки тепла через хвост.

И, наконец, бобры используют свои хвосты в качестве ударного инструмента. Они шлепают хвостами по воде или земле, предупреждая друг друга об опасности.

 

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Earth.

 

Интересные факты о бобрах

Бобры – это вторые по величине грызуны в мире. По размерам они уступают лишь южноамериканским водосвинкам-капибарам.

Вес взрослого бобра-самца сопоставим с весом восьмилетнего ребенка. 

В дикой природе бобры в среднем доживают до 15 лет. В зоопарках же эти животные могут доживать до весьма преклонного по бобриным меркам возраста в 40 лет.

Бобры – строгие вегетарианцы. Основу их рациона составляют кора и древесные побеги, а также различные растения (камыш, тростник, рогоз, кувшинка и т.п.). Интересно, что у бобров есть любимые сорта древесины: осина, береза и ива.

Интересный факт: если бобр гибнет, то чаще всего причиной смерти является упавшее на него дерево, которое зверек сам же и надгрыз. 

Чтобы завалить деревце толщиной 5-7 см, бобру потребуется всего 5 минут. На то, чтобы повалить и ошкурить сорокасантиметровый древесный ствол, у зверька уйдет 8-12 часов.

Бобры, вдохнув воздуха, могут погружаться под воду на 10-15 минут. При этом они способны проплыть под водой расстояние до 750 м.

У бобров прозрачные веки, которые успешно заменяют им очки для подводного плавания. Благодаря своим уникальным векам бобры отлично видят под водой.

Хвосты у бобров чешуйчатые, местами покрытые жесткими шерстинками. Бобровый хвост – это одновременно рулевое весло и регулятор глубины.

Когти на вторых пальцах представляют собой своеобразные расчески. Благодаря расщепленным надвое ногтевым пластинкам бобры могут расчесывать себе шерсть.

В бобриных семьях главой является самка.

На зиму бобриная семья может заготовить до 70 кубометров древесины. 

Маленькие бобрята не учатся необходимым навыкам у своих родителей – умение строить хатки и плотины заложено в них на генетическом уровне.

Молодые бобры покидают семью и начинают жить самостоятельно только по достижении двухлетнего возраста.

Площадь «угодий» среднестатистической бобриной семьи составляет около 3 км2. Границы этой территории бобр-самец метит особым пахучим секретом – так называемой бобровой струей. Кстати, это вещество активно используется в парфюмерной промышленности.

Бобровая хатка всегда находится над поверхностью воды, зато вход в нее располагается строго под водой.

В белорусском городе Бобруйске установлено целых два памятника бобрам.

Изображения бобра можно встретить на деньгах различных государств. К примеру, бобры изображены на реверсе канадского пятицентовика 1937 года и на лицевой стороне белорусской трехрублевой купюры 1992 года.

Когда бобр грызет дерево, то его резцы работают с частотой 5-6 движений в секунду. Интересно, что резцы у животного никогда не затупляются. Дело в том, что передняя сторона зуба покрыта эмалью, а задняя – мягким дентином. Поскольку дентин стачивается намного быстрее эмали, то режущая кромка бобрового «рабочего инструмента» всегда остается острой. Подобный принцип используется в промышленном производстве замозатачивающихся инструментов. 

В Древней Руси бобровые шкурки имели немалую ценность, в разы превышающую стоимость волчьих и лисьих мехов. За незаконный отлов бобра полагался громадный по тем временам штраф в 12 гривен.

В XVIII-XIX веке в магазинах канадской Компании Гудзонова залива принимали бобровые шкурки в качестве денег. За одного бобра можно было приобрести два ножа, носовой платок, четыре столовых ложки, пару ботинок, около 4 литров бренди, полкилограмма пороха и другие полезные товары.

В Средние века в католических странах бобров считали рыбами, так как они большую часть времени живут под водой и имеют чешуйчатый хвост. Так что католические монахи лакомились бобрятиной и во время поста. Интересно, что православная церковь, напротив, осуждала поедание бобров. Иногда священники во время исповеди даже специально интересовались у своих прихожан, не ели ли они мясо бобра. 

Бобр – животное, которое часто встречается в европейской геральдике. Его изображения красуются на гербе норвежского Омли, немецкого Беверна, швейцарского Биберштайна, польской Ломжи, французского Веброна и российских Искитима с Тюменью.

Ну и напоследок еще один интересный факт о бобрах: как правильно говорить, «бобр» или «бобёр», филологи спорят до сих пор. В словаре Ожегова словом «бобр» обозначается само животное, а словом «бобёр» – его мех. Современные языковые нормы допускают употребление обоих вариантов для обозначения грызуна, однако «бобр» все-таки предпочтительнее.